Поиск: 

Крах или расцвет эры небоскребов?


Со времен Древнего Вавилона человечество стремится в небо, возводя огромные башни. Сначала это делалось из желания приблизиться к Богу, потом от необходимости экономить территорию, позднее свои амбиции стали удовлетворять денежные магнаты и архитекторы. Печальна судьба проекта гигантомании, описанного в Ветхом завете, свежа в памяти катастрофа в Нью-Йорке, массу проблем социального, экологического, демографического характера вызывают супербашни. "Эра небоскребов прошла", -- утверждают одни. "Она только вступает в новую стадию", -- возражают другие.

Кто первый начал?
Впервые навстречу к Всевышнему устремились дома неугомонных американцев. Но где раньше всего? Распространенное мнение: первый небоскреб -- здание страховой компании Хоум-Иншуэранс в Чикаго, вознесшееся в 1885 году на 55 метров. Мыслящие более глобально считают, что этот дом не тянет на столь высокий титул, а эру строительных гигантов надо отсчитывать с нью-йоркского Булворта (241 метр), построенного в 1913-м. Но прообразом современных небоскребов стала стеклянная башня Эмпайр Стейт Билдинг, взметнувшаяся на 380 метров в 1931 году.

Развитие техники небоскребостроения шло скачками и зависело от инженерных инноваций. Все началось с изобретения пассажирского лифта, который Элиш Крейвс Отис запатентовал в 1854 году. В самом конце XIX века придумали и внедрили стальную несущую основу, принимающую главную нагрузку по центральной внутренней оси. Это позволило делать внешние стены из легких материалов -- стекла и алюминия -- и достичь высоты в 400 метров.

Азиатский рывок
Но Башня Петронас, второе по высоте сооружение в мире, выстроена из высококачественного бетона. Это здание в 1998 году больно стукнуло по американскому самолюбию. Оно построено не в Чикаго, где небоскреб Сиерс 22 года удерживал первенство, или Нью-Йорке, а в Малайзии и возвышается над Куала-Лумпуром на 425 метров. Азиаты вдохновились победой. Архитекторы, работающие над зданием Шанхайского Мирового финансового центра, подправили проект в сторону увеличения на несколько метров, желая обогнать своих малайзийских коллег. Но строительство архитектурных монстров напрямую зависит от общего уровня экономики. В Азии к концу 1998 года в экономике наступил резкий спад -- возведение многих высотных зданий отложили на неопределенный срок, шанхайские гигантоманы тоже приуныли.

Пионеры небоскребов американцы решили не просто обогнать выскочек "на полкорпуса", а сделать отчаянный рывок вверх. Недавно был обнародован проект небоскреба Саут-Деарборн, который возвысится над Чикаго на 610 метров. Это максимум, допускаемый Американским федеральным управлением авиации. В здании 40 этажей квартир, 32 этажа офисов, 13 предназначены для цифрового телеоборудования. Предусмотрены магазины и парковки.

Новое поколение супербашен
Для строительства небоскреба свыше 500 метров требуется качественно новая технология. Сразу возникают проблемы: как доставить на такую высоту людей, найти инвесторов, снизить колебание здания от ветра. Такие конструкции обязательно испытывают в аэродинамической трубе. При сильных порывах ветра верхние этажи отклоняются на три метра, вода выливается из унитазов, ломается водопровод. Но система гидроизоляции и новые методы строительства постоянно совершенствуются.

Увеличенная масса центрального стержня погасит ветровые колебания. Вся башня будет опираться на серию цельных стальных кессонов-колонн, ввинченных в скальную породу. Коммуникации и лифтовые шахты уйдут в сердцевину, что значительно уменьшит шум в жилых помещениях.

"Зеленые" небоскребы
Есть мнение, что высотные здания можно сделать экологически чистыми. Они минимально нарушают зеленую зону городов, а расположенные вблизи узловых транспортных пунктов защищают воздух от автомобильных выхлопов. Непросто найти источники энергии, соответствующие потребностям небоскреба. Одно из возможных решений проблемы -- солнечные батареи, но пока это еще очень дорого. Можно использовать ветер, который будет вращать встроенные в здание турбины. Оригинальная система кондиционирования разработана для лондонской Экобашни. Свежий воздух поступает внутрь, проходя между двумя слоями остекления. Это создает буферную температурную зону, где восходящие потоки воздуха получают тепло от внутренних помещений. На крыше ставший горячим воздух охлаждается.

Преступное верхоглядство
А вот что говорят противники небоскребов. Весь мир недавно видел, как горели и пылали два высочайших здания, превратившиеся в щебенку и пыль за несколько минут. Пришло время для трезвой переоценки увлечения Америки и всего мира небоскребами.

Известный архитектор Константин Доксиадес считал сооружение высотных зданий величайшим своим преступлением. По его мнению, небоскребы работают против окружающей среды и самого человека, изолируя его от других. Страдают дети, теряющие контакты с природой и сверстниками. Перегружается инфраструктура города, создаются толпы на улицах. Не выдерживают транспортные и прочие сети коммуникаций. Мегабашни рождают множество проблем, одна из них -- преступность.

Небоскребы стали строить, когда ни один архитектор не мог сказать, как будут влиять эти здания на природу и людей, как изменят розу ветров, насколько опасны станут в пожарном отношении, какую угрозу понесут из-за структурных и иных недочетов. Может, об этом и задумывались, но красота модернистского архитектурного образа тонких сияющих небоскребов, уходящих в небо (еще с первых набросков двадцатых годов Ле Корбюзье), затмила грядущую опасность. Или эти величайшие монументы надо воспринимать как памятник самовлюбленным правительствам и зажравшимся миллионерам?

Архитектурные решения без мегабашен для больших городов имеются, они разработаны десятки лет назад. Но их по большому счету игнорируют. Может, для удовлетворения собственных амбиций (а я могу еще выше!) в ущерб удобству, здоровью и безопасности.

 

Высотные легенды и правдивые истории

Фанера над Бостоном
Паника охватила город. Еще бы! С неба на улицы и головы прохожих падало стекло. Катастрофа началась 20 января 1973 года, когда строительство небоскреба Джона Хэнкока было еще не завершено. Порывы ветра на уровне верхних этажей достигали 120 км/ч. Огромные куски окон (каждое весом не менее 225 кг) падали, словно бисер с вечернего платья, звенели, рассыпаясь в тысячи стеклянных брызг. Разбилось тогда по меньшей мере 65 окон.

Прилегающие к небоскребу улицы и тротуары срочно оцепили. В течение нескольких месяцев окна продолжали разбиваться -- к апрелю почти 0,4 га площади на стенах небоскреба Хэнкока были покрыты не стеклом, а черной фанерой. Здание окрестили Фанерным дворцом. Никто не мог объяснить происходящего.

После кропотливых исследований стало ясно, что виноваты во всем сами стекла. Каждое окно состояло из двух слоев стекла, которые разделяла воздушная прослойка. И все это было запечатано в стальную раму. Чтобы уменьшить нагревание окон и офисов солнечными лучами, на внешнюю поверхность стекла нанесли отражающее хромовое покрытие, отчего все здание выглядело как огромное зеркало. Хромовое покрытие держалось на оконной раме за счет свинцового припоя, это соединение было настолько жестким, что не могло амортизировать даже незначительную вибрацию. Но оконное стекло все время в движении -- оно расширяется от нагрева днем и сжимается ночью, вибрирует под напором ветра. Вот почему на стеклах начинали появляться трещинки, разрушающие материал. Все 10 344 окна заменили новыми из одинарных закаленных стекол.

Обеспокоенный автор проекта пострадавшего небоскреба архитектор Кобб с целью окончательно обезопасить свое творение нанял швейцарского инженера Бруно Турлиманна, непререкаемого авторитета по высотным зданиям. Тот все просчитал и сделал невероятное открытие: при определенных (правда, редких) ветрах небоскреб Хэнкока упадет. И самое удивительное -- он свалится вниз своей узкой стороной. Представьте себе, что высокое здание в форме закрытой книги упадет на узкую сторону. Чушь какая-то! Но Турлиманн убедил всех. Проблема не в форме здания, не в его непривычных углах, а в длине -- почти 90 метров. Если оно сместится от линии перпендикуляра хоть чуть-чуть в длинную сторону, действие силы тяжести даст небоскребу более долгий период колебания -- около 16 секунд вместо 12. И с каждым периодом он будет отклоняться немного больше, чем в предыдущий раз, пока не свалится.

В течение нескольких месяцев было потрачено 5 миллионов долларов на то, чтобы укрепить строение 1500 тоннами диагональных стальных связей. Их поместили вдоль стен служебных помещений, лифтов и туалетов.

Сегодня небоскреб Хэнкока в 60 этажей, высотой 237 метров, с окнами из зеркального стекла, -- одно из самых безопасных и красивых зданий в мире. Согласно опросу журнала "Глоуб", проведенного среди архитекторов и историков, творение Кобба получило третье место среди лучших зданий в истории Бостона.

Сто тысяч индусских сил
Индийский мистик Махариши Махеш Йоги хочет заткнуть за пояс незадачливых вавилонских строителей. Его башня высотой 666,6 метра (дьявольщина какая-то!) станет самой высокой в мире, но, в отличие от той древней и от Всемирного торгового центра, не рухнет. Почему? Да потому, что она сверху донизу, на все 144 этажа, заполнится учеными индусами (порядка 100 тысяч), которые будут беспрерывно медитировать и распевать ведические мантры во имя мира во всем мире. И совокупный эффект этого хора создаст сильнейшую эманацию положительной энергии.

Расположится сей гигант в географическом центре Индии -- деревне Каронди, сделав ее еще и духовным центром страны. Кроме основной башни "Всемирного центра ведического учения" планируется возвести еще 108 сооружений на площади свыше 57 акров, выстроенных в соответствии с предписаниями Васту -- индийским вариантом китайского фэн-шуй. Естественно, все будет декорировано традиционными индийскими колоннами и арками, здесь же разместится университет, где люди будут изучать древние индуистские тексты.

Махариши однажды успел осуществить один грандиозный проект, духовно воздействовав на Джона Леннона, после чего тот женился на Йоко Оно. С возрастом у восьмидесятилетнего гуру стремления к великим деяниям возрастают.

Зарядил на свою голову
В американской академии судебных экспертов ходит история о самоубийце, бросившемся с 23-го этажа небоскреба. Он не знал, что несколькими этажами ниже натянута сетка для безопасности мойщиков окон. Впрочем, она не смогла предотвратить суицида, поскольку на уровне 22-го этажа в него кто-то выстрелил из пистолета, попав в голову. И все-таки смерть явилась следствием... самоубийства.

Расследование дела показало, что в комнате на 22-м этаже жили пожилые супруги, у которых было заведено во время ссор пугать друг друга пистолетом. Правда, незаряженным, но в тот момент оружие оказалось в боевой готовности. Старик нажал на спусковой крючок и попал в пролетавшего за окном человека.

Выяснилось, что сын агрессивных родителей, желая отомстить матери за урезанную финансовую поддержку и зная склонность отца к драматическим эффектам во время ссор, зарядил пистолет. Теперь в убийстве надо обвинять сына, но это оказалось невозможным. Именно он, во всем отчаявшись, пролетал мимо окна своих родителей, из которого вылетела заряженная им пуля. Вот уж где судьба, так судьба!

Лифтер катафалка
Остановившись переночевать у друзей в старинном поместье, молодая женщина долго не могла заснуть. Когда часы на стене комнаты пробили 12, послышался стук копыт и грохот колес по дороге. Подойдя к окну, она при ярком свете луны отчетливо увидела катафалк, остановившийся напротив. Гроба в нем не было, зато сидело полным-полно людей. Возница повернулся к ней лицом, которое почему-то испугало ее до смерти. Но окончательно сразила фраза: "Здесь есть место еще для одного человека".
Женщина быстро задернула шторы и легла в кровать, укрывшись с головой от страха. Проснувшись, не могла понять, что это было -- сон или явь.

Однажды в Нью-Йорке ей надо было спуститься с 45-го этажа небоскреба. В подошедшем лифте оказалось много народу, но лифтер повернулся к ней и сказал: "Здесь есть место еще для одного человека". Женщина в ужасе отпрянула, пробормотав: "Нет, нет, я лучше пойду пешком", -- лицо лифтера как две капли воды было похоже на лицо возницы катафалка. Лифт поехал вниз. Но тут раздался страшный грохот -- кабина оборвалась с высоты 45-го этажа. Все, кто там был, погибли.

Ураганы не сыграли в домино
Тот, кто хоть раз бывал в Нью-Йорке, не мог не видеть это здание -- единственный небоскреб с треугольной крышей. Но не многие знают, что гигантское строение однажды чуть не упало на Манхэттен. Только благодаря наблюдательному студенту из Нью-Джерси несколько десятков тысяч человек не погибли.

"Ситибэнк корпорейшен", громадина в 59 этажей, была инженерным чудом, а ее строительство, завершенное в 1977 году, обошлось всего в 175 миллионов. Здание получилось очень легким для своих размеров и включало в себя множество инженерных новинок.
Уникальность строения не в его необычной крыше, а в основании. На углу будущего здания располагалась лютеранская церковь св. Петра, и небоскреб разрешили строить НАД зданием церкви.

Инженерам пришлось поломать голову, как воплотить замысел в реальность. Возникло решение отрезать все четыре угла, а мудреные математические расчеты показали, что лучше всего опоры высотой в 9 этажей переместить в центр каждой стороны.

После постройки небоскреба "Ситибэнк Корпорейшн" и его торжественного открытия прошел год. В один прекрасный день главному инженеру-проектировщику Уильяму Лемессюрье позвонил студент из Нью-Джерси. Он сказал, что, по мнению его преподавателя, опорные колонны нужно было разместить по углам здания, а не по центру.

Проектировщик объяснил студенту, чем было продиктовано выбранное решение, и заверил, что конструкция не представляет опасности. Более того, такое размещение опор идеально для защиты здания от ветров, дующих под углом в 45 градусов и воздействующих на две стороны одновременно.

Но этот разговор заставил инженера еще раз просчитать надежность гигантского сооружения. Выяснилось, что конструкция во время строительства была слегка изменена без его ведома -- диагональные стальные балки держались с помощью не сварных креплений, а более слабых болтовых соединений. При этом дополнительное напряжение при угловых ветрах увеличивалось с 40 до 160%!

Испытания в аэродинамической трубе с миниатюрной моделью небоскреба показали: у "Ситибэнка" 50% шансов свалиться на Нью-Йорк, если в течение пяти минут на него будет без перерыва дуть ветер скоростью 112 метров в секунду, что случается на Манхэттене примерно раз в шестнадцать лет. Падение здания вызовет "эффект домино" и разрушит еще 156 многоэтажных домов.

Лемессюрье добился аудиенции с боссом "Ситибэнка" и убедил его в необходимости приварить к каждому из 200 слабых болтовых соединений стальные "повязки". Необходимо было торопиться -- приближался сезон ураганов.

8 августа началось укрепление небоскреба -- тайно, чтобы не вызвать паники. Как только все сотрудники вечером уходили, строители начинали сдирать огнеупорный гипс со стен, а сварщики устанавливали пластины толщиной пять сантиметров. К 4 утра они прекращали работу, и начиналась уборка. Служащие корпорации и не подозревали, что здесь творилось ночью.

Работы продолжались до середины октября. Национальная метеорологическая служба четыре раза в день передавала прогнозы погоды -- к счастью, в это время на Нью-Йорк не обрушивались сильные ветры. И даже спустя много лет ни один ураган не затронул Манхэттен. Небоскреб остался цел и невредим. Планом эвакуации, известным под кодовым названием "План № 828", так и не пришлось воспользоваться.
Подумать только, какая заваруха получилась от одного звонка простого студента...

 

Доставшие до небес

* Башня Тысячелетия вознесется над Лондоном на 386 метров. Ее скоростной лифт будет самым быстрым в мире -- 9,1 м/с.

* Башни Петронас в Куала-Лумпуре имеют высоту 452 метра. Это самое высокое в мире сооружение из бетона.

* Канадская национальная башня в Канаде -- самая высокая башня (похожа на Останкинскую) в мире (553 м) построена в 1975-м.

* Со времен ветхозаветной Вавилонской башни человечество стремилось строить высокое. Но только сто лет назад люди стали строить высотные здания, не посвященные религии, а прославляющие экономическую мощь, торговлю, коммерцию, финансы. Может быть, просто изменились наши боги? Именно Америка, доминирующая в торговле и коммерции, стала родиной первых небоскребов. Башня Сиэрс и Эмпайер Стейт Билдинг символизировали экономическое могущество Америки -- так же, как башни Петронас символизируют тигриный экономический прыжок стран Юго-Восточной Азии.

* Сейчас в стадии проектирования находятся башни Лэндмарк в Гонконге 574 м (проект), Сан-Паоло в Бразилии (495 м), Южный Дерборн в Чикаго (610 м), Башня Тысячелетия в Японии (840 м), Башня Гролло в Мельбурне (560 м), Экобашня Городские Ворота в Лондоне (460 м), Бионическая башня в Гонконге (1128 м).

* В Шанхае уже строится Мировой финансовый центр (460 м), в Тайване -- Финансовый центр (508 м).

* Всемирный торговый центр в Нью-Йорке имел высоту 417 м (со шпилями -- 600 м) и был построен в 1972 году.

* Еще немного небоскребов: Башня Сиэрс в Чикаго (443 м) построена в 1974 г. Центр Джон Хэнкока в Чикаго (344 м) построен в 1969 г. Эмпайер Стэйт Билдинг в Нью-Йорке (381 м) построена в 1931 г. Канарейный Причал в Лондоне (236 м) построена в 1991-м.

* Появление грандиозных зданий очень часто предвещает гибель и разрушение. Эмпайр Стейт Билдинг был построен как раз накануне Великой Депрессии, сдавившей горло Америки, а Центр всемирной торговли и Sears Tower в Чикаго -- перед кризисом 70-х. Возведение нынешнего рекордсмена среди небоскребов башен Петронас в Малайзии совпало с экономическим кризисом в Юго-Восточной Азии.


Автор: Александр ЕЛТЫШЕВ
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200201/21153243.html  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"