Поиск: 

Святые прочичи


"Верно не было у славянина с самого начала столько богов, сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою... солнце, вода, ветер казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он сам, природы... Так думал славянин и боготворил огонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не усматривал тому причины и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить. В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи -- душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал тому причины и создал себе доброе божество... Впоследствии ему не было довольно сего малого числа богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая потребность приносила с собою новое божество, и таким образом произошло то множество, которое мы скоро увидим", -- так писал Андрей Кайсаров, автор книги "Славянская и российская мифология" (1804). Ему вторили Брокгауз и Эфрон в своем "Энциклопедическом словаре": "...даже случайная потеря какой-нибудь вещи, случайное спотыкание, усушка масла в сосуде, порча провизии в амбаре и т.п. мелочи -- все это дело духов, которые кишмя кишат вокруг человека".

И верно, язЫки -- народы, племена (отсюда и "язычество" -- народная, корневая, а не "спущенная по разнарядке" государственная религия) -- славянские верили в многажды многих богов и в самих именах их пели то, что видели вокруг себя. Плодич, Овсенич, Птичич, Пчелич, Грибич, Дождич, Ветрич, Беседич, Мыслич, Горич, Спасич и прочие -- прочичи -- были богами наших предков. Славянский языческий пантеон напоминал тесную коммунальную квартиру. Но это, по выражению Кайсарова, "наконец". А сначала миром праславян правили лишь две хозяйки, две прародительницы -- рожаницы.

По образу и подобию человечьему
Во времена энеолита, за четыре тысячи лет до нашей эры они изображались в виде двух лосих. Их же отождествляли с двумя самыми заметными созвездиями: медведицами Большой, которую древние русы так и называли -- Лосем, и Малой. Говорили, будто рожаницы рождают на небе "оленьцов малых" (под "оленьцами" понималась вся живность) и посылают их на Землю охотникам. И, само собой, охотники медного века приносили в жертву рожаницам добрую часть своей добычи... до тех пор, пока не уразумели, что "оленьцов малых" может рождать любая корова, стоит ее только приручить. Иными словами, культ лосих-рожаниц сходил на нет по мере того, как общество из охотничьего превращалось в скотоводческо-земледельческое да плюс к тому патриархальное.

Рожаницы из лосих превратились в полногрудых бабенок кровь с молоком, а из самостоятельных богинь -- в подручных божества мужского пола -- Рода. Род отождествлялся иногда с фаллосом, иногда с зерном, его главной функцией было оплодотворение Матери-Сырой Земли. Последняя была воплощением всей природы: деревья -- ее волосы, скалы -- кости, вода -- кровь. Так что не Бог сотворил человека по образу и подобию своему, а ровно наоборот! (Любопытно, что, несмотря на свою материнскую сущность, персонифицированная Мать-Сыра Земля мыслилась девственницей, а тут уж рукой подать до Богородицы и непорочного зачатия.)
Так начал выстраиваться славянский языческий пантеон. Те еще иерархия и разделение обязанностей!

Направо пойдешь...
Боги земли и неба, и огня, и вод. А они ведь, сердечные, и вправду жили где придется: и на небе, и на земле, и в воде, и в подземном царстве. И были у этих божественных обиталищ особые названия. Явь -- видимый, реальный мир, который можно пощупать и даже попробовать на зуб. Навь -- потусторонний мир умерших ("навьи" -- древнее прозвание мертвецов, "в нави зрети" означает кончаться, ожидать смерти). Правь -- небеса, она же истина.

Не все славянские боги были небожителями или, иначе говоря, правыми -- жившими в прави. Там, куда можно заглянуть, задрав голову высоко-высоко, с чадами и домочадцами обитал Сварог. Бог небес (его имя происходит от ведического "svargas" -- небо), Сварог почитался верховным божеством, отцом всего сущего. Именно он установил законы, по которым должны были жить люди -- сбросил с неба алтын-камень с начертанными на нем правилами, и камень этот до сих пор лежит на мифическом острове Буяне. А, кроме того, этот бог родил всех других правых богов, называемых уважительно, "по отчеству" Сварожичами.

Любимым сыном Сварога был Дажьбог (Дающий бог) -- олицетворение Солнца, податель материальных благ, покровитель свадеб и -- родоначальник и охранитель русских людей. В "Слове о полку Игореве" русские названы "Дажьбожьими внуками". А в "Велесовой книге" -- дохристианской летописи Руси -- самому Сварогу приписываются слова: "Сотворены вы (русские) из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы -- сыны творца... и Дажьбог будет отцом вашим. И вы его должны слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам делать, и как говорить, и что творить. И вы будете народом великим, и победите вы весь свет, и растопчите роды иные..." И русы топтали "печенегов и половцев" с именами Дажьбога и Сварога на устах. "Сварог -- Бог наш, а не иные боги, а без Сварога мы не имеем ничего, кроме смерти", -- гласила "Велесова книга".

Еще жили на небесах Святовид -- бог времен года, атмосферных явлений, плодородия и вместе с тем военных побед да Белбог -- воплощение добра и справедливости. Этот являлся людям в образе старика-поберушки и просил утереть себе нос, если добрый человек выполнял просьбу, Белбог одаривал его богатством и счастьем. В Белоруссии до сих пор существует поговорка "Мужик с Белуном подружился", означающая, что кому-то привалило счастье.

Все оттенки черного
"Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев... изображался облаченным в броню. Имея лицо исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше -- к нанесению всяких зол... сие страшное божество услаждалось кровопролитием и неистовством... Его просили только об отвращении зла, как оного источник; но благости в нем не уповали найти и не искали ея", -- писал этнограф и литератор Григорий Глинка о главе, а вернее будет сказать, главаре навьего божественного престола -- Чернобоге.

Этот "ужас, летящий на крыльях ночи" был одним из немногих праславянских богов, которым приносились человеческие жертвы. Обычно на заклание отправляли пленников, но в лихую годину прихожане Чернобоговых храмов по жребию выбирали жертву из собственного числа, дабы улестить кумира "правоверной" кровью. Большинству же своих богов русы жертвовали животных, злаки, цветы, а то и вовсе игры и песни. "Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв", -- говорится в "Велесовой книге". А Глинка пишет: "...древних славян нельзя упрекать человеческими жертвами... Обагряемый человеческою кровию у германцев Ирмензулов храм, сирийский Молох... доказывают, что в первобытной грубости... почти всеми народами обладало кровавое суесвятство. Сверх сего славяне... приносили в жертву своим богам только врагов". Человеческие жертвы если и приносились, то не кровожадности ради, а лишь потому, что язычники желали подарить кумирам самое ценное, что есть на свете -- человеческую душу, но при том верили, будто она содержится в крови. Современные исследователи утверждают, что на Руси человеческие жертвоприношения практиковались не более десяти лет.

Чернобога, Ния -- бога-судью над умершими, Кикимору, которая вовсе не болотная (в смысле не болотный дух), а божество страшных сновидений, и всех прочих черных богов славяне почитали не меньше Сварожичей. Тут брала свое житейская хитрость, как в том анекдоте, когда старая католичка ставит одинаковые свечки архангелу Михаилу и дьяволу и на вопрос: "Почему?" -- отвечает: "Ведь не знаешь, с кем из них по смерти познакомишься!"

"Не на небе -- на земле"
Служа авансом и прави, и нави, наши пра-пра-пра жили, меж тем, явью -- будничными заботами: отелом любимой Буренки, жатвой да плетением лаптей. И как уж тут обойтись без богов -- покровителей повседневных дел?! Это и Зевана -- богиня лесов и охоты, и Зимерзла, Зимстерла, Купало, Сьва -- зима, весна, лето и осень соответственно, и Ярило -- славянский Дионис (Вакх), бог плодородия, мужского семени, понимаемого как в аграрном, так и в эротическо-брачном смыслах, и главный над ними -- Велес-Волос.

Велес, "скотий бог", почитался однако не просто как коровий божок, а как бог богатства, поскольку слово "скот" означало не только домашних животных, но и имущество, деньги. Корыстолюбие называли скотолюбием, финансового чиновника -- скотником, казну -- скотницей. Изображался Велес часто в образе медведя да и само имя божества происходило от древнеславянских прозваний этого зверя: "волосатый", "волохатый" (однако в то же время Велес означает "великий есть", а Волос -- "володетель", "обладатель"). Праздники Велеса -- комоедицы -- справлялись в конце декабря-начале января. Люди рядились в звериные шкуры, производили ритуальные действия над домашней живностью и пекли обрядовое печенье, изображающее скот: баранки, рожки, козульки.

Бабье царство
Женские божества находились в подчинении у мужских -- домострой, он и в Африке домострой и на пантеоне. Макошь (от индоевропейского "ма" -- мать и старославянского "кошь" -- жребий, судьба, то есть "мать судьбы") была единственным женским божеством, чей идол стоял в Киеве на капище князя Владимира. Эдакая древнерусская Валентина Матвиенко, единственная дама в безнадежно мужском правительстве! Да и в отношении сферы влияния -- социальной -- аналогия уместна. Правда, со временем великая Макошь измельчала и превратилась всего-навсего в богиню урожая и покровительницу "бабьего царства". Ее стали представлять длиннорукой большеголовой женщиной, тайком стригущей овец и прядущей шерстяные нити (или все же нити судьбы?). Еще Макошь почиталась как божество гаданий, пророческих сновидений, гороскопов.

А то была еще Лада. Правда, некоторые исследователи утверждают, что богини с таким именем у русов не существовало, а "ой, Ладо, лель-люли" -- это просто бессмысленные песенные припевы, а не молитвенные обращение к божеству. Но эти "неладные" скептики в меньшинстве. Если резонно отождествлять славянский языческий пантеон с Олимпом, то стоит поставить знак равенства между Ладой и Афродитой -- и та, и другая были богинями красоты и любви. Корень "лад" не случайно имеют многие слова брачного значения: ладковать -- сватать, ладило -- сват, ладники -- уговор о приданом, лады -- помолвка, ладканя -- свадебная песня.

Лада являлась редким божеством славянского пантеона, чья личная жизнь была, что называется, общественным достоянием. Ведь если про брачные и внебрачные связи греческих богов известно все до мельчайших подробностей, то с кем в паре рожал Дажьбога тот же Сварог, не расскажет ни одно этнографическое исследование -- "тайна сия велика есть". Но Лада -- исключение из правил. Каждый, даже самый маленький и несмышленый древний русич, знал, что у богини, вероятнее всего, от Ярилы было три сына -- Леля, Полеля, Дид -- и дочь Дидилия. Леля -- славянский Эрос, крылатый бог-младенец, мечущий из своей руки искры, воспламеняющие любовь. Полеля, то есть "следующий по Леле" -- бог брака, ибо, по идеалистическим представлениям предков, брак всегда следовал за любовью. Он изображался в простой белой рубахе с терновым венком на голове, что символизировало будничную брачную жизнь, не лишенную терний. Дид -- бог супружеской жизни, хранитель домашнего очага и рода, в первую очередь, детей. Правда, его же почитали Антиэротом, мол, в семейной жизни не так важна страсть, как взаимное уважение и размеренная любовь-привычка, символом которой были две горлинки в руках Дида. Наконец Дидилия была покровительницей беременности и родов: одна ее ладонь сжата в кулак -- трудности родов, другая разжата -- благополучное разрешение от бремени.

Святилище Лады находилось в Киеве. В этот храм часто захаживал сам Владимир Великий, ибо, по Глинке, "Владимир до крещения своего, будучи влюбчив и повсюду собирая красавиц, весьма чтил сию Царицу любви".

"Боги велики, но страшен Перун"
"И нача къняжити Володимер в Кыеве един. И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго", -- так описывается в русской летописи киевский "пантеон Владимира". Для славянских богов настали новые времена -- бряцающую оружием Владимирову дружину мало интересовали божества плодородия и скотоводства, она желала петь славу воинственным и агрессивным богам. Сварог, Ярило, Велес со своей аграрной сущностью превратились отныне в народные божества. У воинов же, князей и просто оторванных от природы городских жителей появились новые кумиры и главный среди них -- Перун-громовержец. В период становления Киевской державы (IX-X вв.) язычество стало государственной религией Руси, а Перун -- первобогом.

Подобно Зевсу Перун повелевал громами и молниями, движением облаков и небесных светил (имя бога происходит от славянского "перун" -- гром). Он же был богом войны, оружия и власти. Перуна называли "княжьим богом" и представляли вооруженным до зубов воином, мчащимся в поднебесье на золотой колеснице. "Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее небо, и оно от этого твердеет", -- стращала язычников "Велесова книга" (слова о твердеющем небе связаны с представлением древних о том, что небеса -- это твердь). Стихотворец XVIII века Херасков в поэме "Владимириада" писал о грозном божестве:

Пространный шар земной лица его трепещет.
Разит перунами, он молниями блещет,
Убийство на челе, смерть носит на очах.
Его венец змеи, его одежда страх.

Вот такого-то страхолюдину и ставил превыше всех богов Владимир Красно Солнышко! В "Велесовой книге" говорится, что "в Греции ведь не богов почитают, а людей, высеченных из камня, подобных мужам. А наши боги -- суть образы". Тем не менее и на Руси богов олицетворяли. Кумиров чаще всего вырезали из дерева и ставили в храмах или на капищах -- святых местах под открытым небом, где божествам воздавались молитвы и приносились жертвы. Самое великое из всех русских капищ устроил в 980 году прямо посреди Киевского княжеского двора Владимир Великий. Там был установлен Перунов истукан, чей стан был деревянным, голова серебряной, уши и усы золотыми, ноги железными, а символическая молния в руке рубиновой. Перед идолом горел вечный огонь из дубовых поленьев, если по вине кого-то из жрецов огонь угасал, служителя предавали смерти, объявив врагом громовержца. В жертву киевскому Перуну приносили быков, а раз в год, в Перунов день (20 июля), -- людей. В летописи говорится на этот счет: "Мечем жребий на отрока и девицю: на него же падеть -- того зарежем богом..." Перуну посвящались целые реки и леса, откуда никто не смел взять ни веточки.

Но "недолго музыка играла". Князь Владимир в соответствии с принципом "я тебя породил, я тебя и убью", приняв в 988 году христианство, повелел разрушить Киевское капище. Истуканы Дажьбога, Макоши, Стрибога (покровитель ветров, русский Эол), Хорса (божество солнечного света) и Симаргла (крылатый пес, охранитель посевов) были изрублены в щепу и сожжены. Перун же как верховный бог получил большее "наказание". Его кумир привязали к лошадям, протащили по городу, бия палками, и сбросили в Днепр. Жрецы же Перуновы бежали вдоль реки и кричали: "Выдыбай (то есть "выплывай"), боже! Выдыбай!"

Смерть богов
Во времена поругания языческих богов на Руси появилась пословица "Взял боженьку за ноженьку, да и об пол". Христианство порицало людей за то, что для тех языческие празднества куда важнее и интереснее молебнов в православных храмах. Некий проповедник XI века укоризненно качал головой и грозил пальцем: "...не слушая божественных словес, но аще плясци или гудци или ин хто игрецъ позоветь на игрище или на какое зборище идольское, то вси тамо текут радуяся... и весь день тот предстоят позорьствующе тамо". Над вчерашними кумирами немало иронизировали, к примеру, была в ходу пословица "Бог не Макешь -- чем-нибудь да потешит". Богов-"язычников" подменяли христианскими святыми. Так Велес по созвучию имен заменился на святого Власия Севастийского, покровителя скота, в Новгороде на древней Волосовой улице, там, где раньше стоял истукан языческого бога, в XIV веке была сооружена церковь св. Власия. На смену Перуну пришел пророк Илья. Место Макоши заняла Параскева Пятница -- тоже пряха и покровительница женских домашних работ.

Языческих богов стирали ластиком из народной памяти, принижали. Символом их, "униженных и оскорбленных", может служить... Баба-яга. Она ведь изначально была положительным божеством славянского пантеона, женской ипостасью Дида -- берегиней, хранительницей (если надо -- воинственной) рода и традиций. Ее имя происходило от "Яша" -- так славяне называли ящура -- прародителя всего живого на Земле (отсюда же и слово "пращур"). Но в период насаждения христианства богине придали демонические черты, внешнюю уродливость, злонамеренность, и она превратилась в "Бабу-Ягу, костяную ногу". Об этом хорошо написано у Тэффи: "В детских книжках изображалась Баба-Яга худой, дикой старухой, с зелеными злыми глазами, изо рта клык торчит, волосы седые, космами. Страшная, костлявая -- у-у-у, и детей ест. Слово "богиня" вызывало представление о красоте -- Венера, Диана. Мы видели их статуи, образцы совершенства. Мы слышали выражение "хороша, как богиня". И вдруг эта лютая ведьма, злющая, уродливая старуха -- наша богиня. Было это нелепо и смешно".

Но осмеянное славянское язычество так и не дало о себе окончательно забыть. Оно и по сей день вокруг, въяве живое. Оно в топонимах типа Перунова гора или Ярилова плешь, в фольклорных песнях, в приметах, обрядах и праздниках. А слово "культура", между прочим, происходит от слова "культ"...

...В древней языческой Руси существовало поверье: душа умершего может вернуться из нави в явь, но только по тому пути, по которому она ушла. Поэтому тело покойника выносили из дома не через двери, а через специальный пролом в стене, который сразу же после похорон замуровывали, чтобы мертвая душа не беспокоила живых. Владимир Великий сверг языческих богов и крестил Русь, но его хоронили как язычника -- вынеся тело через пролом в стене княжеского терема.

 

* * *

АВСЕНЬ -- бог смены времен года. Всякий раз, когда весна сменяет зиму, лето -- весну и так далее, Авсень сообщает это людям, приезжая на золотисто-рыжем коне.

БОР (СВЯТОБОР) -- бог лесов, владыка над лешими. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могутнее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, а носит он зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. А когда кому-то мерещится, будто в лесу мелькают светлячки, это светятся очи Бора, осматривающего свои владения.

ДОГОДА (ПОГОДА) -- божество легкого ветерка, хорошей погоды (недаром ненастье именуют непогодой). Полная противоположность своему суровому брату, покровителю ураганных северных ветров ПОЗВИЗДУ.

ЖЕЛЯ и КАРНА -- две сестры, печальные богини скорби по умершим. Черными птицами они летят вслед за всяким войском и оплакивают убитых солдат.

ЗЛЕБОГ (КРОВНИК, ЗЛОДИЙ, ХУДИЧ) -- бог вечных мук, которые ожидают грешников после смерти. По виду -- огромная змея.

ЗНИЧ -- бог огня.

ЗОЛОТАЯ БАБА -- богиня мира, спокойствия, домашнего благополучия. Покровительница повитух и вообще женщин. Подле ее позлащенного (отсюда и имя божества) истукана лежали гусли и наигрывали сами собой, по их звуку жрецы предсказывали будущее, ибо богиня считалась еще и прорицательницей. Великим грехом считалось пройти мимо идола Золотой Бабы и не принести хотя бы самой малой жертвы, пусть даже нити из платья или волоса с головы. Не принесший жертвы непременно должен был заблудиться в пути.

КАРАЧУН -- подземный бог, повелитель морозов. Зимой он укорачивал дни и удлинял ночи. До сих пор существует выражение "задать карачуна", означающее умереть или же злодейски убить кого-то.

КОРС (КОРША) -- бог пиров и винопития. Нагой юноша в венке из хмелевых плетей на голове и с ковшом в руке, всегда полусонный -- спьяну. Храм Корса был всюду, где устраивалась пирушка, поклонялись богу питием вина, пива и меда. У древних славян немалым богатырем считался тот, кто мог перепить остальных.

КРОДО -- бог -- охранитель крад -- жертвенных алтарей, на которых в некоторых славянских племенах сжигались трупы умерших ("Крады и требища идольские", -- писал Нестор-летописец). Позже стал божеством зла и лукавства, имя Кродо стали связывать со словом "кража".

МАРЦАНА (МАРА, МОРЕНА) -- богиня смерти. Ее имя одного корня со словами "смерть", "умереть", "мертвый". В жертву ей приносились увядшие цветы, сгнившие плоды, опавшие листья. Марцана же -- покровительница жатвы. Здесь нет противоречия, ведь осенью сжатая нива словно умирает, чтобы возродиться вновь по весне, когда чучело "побежденной" богини смерти погребали (топили, жгли), сопровождая действо притворным плачем и непристойными шутками.

МОРСКОЙ ЦАРЬ -- славянский Нептун. Все моря и океаны -- это кровь Морского царя, а реки -- его дочери. Когда он веселится в своих подводных чертогах, на море начинается шторм, и, чтобы успокоить владыку вод, моряки вынуждены опускать за борт хлеб-соль, а то и жертвовать кем-то из своего числа, как в былине о Садко.

ОЗЕМ и СУМЕРЛА -- муж и жена, бог и богиня подземных богатств. В их власти находятся самоцветные камни, золотые и серебряные жилы, руды, нефть. Их слуги -- кроты, ужи и грибы. Озем и Сумерла терпеть не могут людей, которые хотят проникнуть в земные недра, чтобы отпугнуть их, пара устраивает обвалы в шахтах, взрывы на рудниках, землетрясения.

ОСЛАД (УСЛАД) -- бог из свиты Лады, покровитель всяких удовольствий, в частности, чревоугодия и, как ни странно, искусств.

ПОДАГА -- женская ипостась Дажьбога, подательница материальных благ.

ПОЛАЗНИК -- добрый божок, приносящий счастье в Новом году. У поляков до сих пор так называется новогодняя елка. Еще полазником называют первого в новом году гостя: если он слывет баловнем судьбы, год будет счастливым, если нет -- увы.

ПОРЕНУТА -- у западных славян покровитель мореплавателей.

ПРИПЕКАЛО -- божок супружеских измен. Обнимает своей похотливой ручонкой изменника и вовлекает того в блуд.

ПРОНО (ПРОВЕ, ПРОВО) -- бог правосудия. В одной руке держит камень -- символ преступления, в другой копье -- знак неотвратимого наказания. У Проно очень длинные уши, ведь он слышал все и всех, и нет такой тайны, которая не стала бы для него явной.

ПРОК -- божество деловых, предприимчивых, но непременно честных людей, славянский Меркурий.

РОДОМЫСЛ -- бог мудрости и красноречия, податель добрых советов. Изображался в виде мужа, упершего в лоб указующий перст правой руки.

РУЕВИТ -- суровое божество воинской победы. У деревянного истукана Руевита был огромный меч, и люди верили: если сыщется силач, способный вырвать этот меч из божеской руки, славяне будут побеждены своими врагами. Но не нашлось такого силача!

СИЛЬНОБОГ -- русский Геракл, бог физической силы, кулачных боев, военных игрищ, драк.

ТРИГЛАВА -- богиня земли. У Триглавы было три головы, означавшие три начала, составляющие земной шар: почву, воду и воздух (существование огня полагалось вне земли), -- три времени: прошлое, настоящее и будущее, -- три уровня мироздания: небо, землю и преисподнюю, -- три функции бога: творение, хранение и разрушение.

УД -- бог секса. Для приворожения Уда под кровать клали стебель кокушника -- посвященного этому богу растения с ярко-красной головкой. От имени божества происходят слова "узы", "удалец", "удача", "удобный", "удовольствие", "удовлетворять" (то есть "удом творить").

ХВОРСТ -- божество болезней (хворей) и старческой немощи. Чтобы задобрить его, старики приносили Хворсту богатые жертвы.

ЧИСЛОБОГ -- покровитель времени. У него два лица: одно подобно солнцу, другое -- полумесяцу. Числобожьи жрецы ведали тайну счета дней, месяцев, лет и следили за большими солнечными и лунными часами, посвященными богу. Перед храмом Числобога были еще и "цветочные часы" -- клумба из цветов, открывавшихся в разное время суток.

ЧУР -- бог границ. Земля, в которой покоились предки и которая переходила по наследству из поколения в поколение, считалась неприкосновенной. Те, кто претендовал на чужую землю, не уважал святости границ, предавались проклятью, их называли чертями -- "перешедшими черту". После смерти Чур обрекал души этих людей на вечные скитания. Чур был связан с миром, он защищал право собственности, оседлость человека, справедливость. Отсюда и выражения "чур мое!", "чур пополам!". Изображали Чура в виде чурбачка с высеченными на нем условными знаками того или иного землевладельца.

 


Автор: Наталья СОЙНОВА
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200208/22104137.html  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"