Поиск: 

Под каблуком истории


Древний мир
В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к ним не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

В Древней Греции сандалии были гораздо проще: вырезалась подошва по форме стопы, и к ней прикреплялись ремешки. Разницы между правым и левым башмаком во многих странах в то время не существовало -- башмаки обнашивалась в процессе ходьбы. Древние греки первыми додумались, что ноги все-таки разные, вероятно, поэтому их знаменитые сандалии дожили до наших дней. Однако сие гениальное изобретение благополучно забыли: в Европе до 1830 года различия между правой и левой обувью тоже не делали.

Знатные римляне сначала надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Потом им приглянулись греческие сандалии -- и началось! Сандалии модернизировали, на них появились вышивки, металлические украшения в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Обувь в Риме рассказывала о статусе владельца. Существовала специальная обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытые обутки, а проститутки носили сандалии -- чтобы показать красоту своих ног. Заметный вклад в историю обуви сделали и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла следы с надписью "Следуй за мной".

Практически вся современная обувь родилась в те времена. Из Византии в Западную Европу пришли туфли и полусапожки. А спортсмены должны сказать спасибо этрускам. Они придумали шиповки, которые тогда выглядели как сандалии в форме сочлененных деревянных колодок с укрепленной бронзовыми листами подошвой -- для лучшего сцепления с землей.

Средние века
Варвары разрушили античную культуру, но захватили с собой в холодную Европу сандалии. Их носили даже британские солдаты. Правда, недолго -- здоровье оказалось дороже. Поразмыслив (до XII века), европейцы переделали их в патины -- сандалии для улицы, которые можно назвать предком калош. В эпоху господства готики очень популярны были хоссы или шоссы, тонкие кожаные сапоги-чулки. Но тонкая кожа была непрочной и легко промокала. Передвигаться в них по улице было невозможно, тогда и появились патины, которые состояли из деревянной подошвы и ремешков. Кстати, считается, что патины стали прародителем еще и коньков, потому что деревянную подошву со временем заменили на металлическую.

В средние века среди вельмож и богатых людей наиболее модными считались башмаки с длинными носами. Длина "носа" у знати доходила до 60-70 см, а простым горожанам специальным указом французского короля Филиппа IV "носы" укоротили до 30 см. Зато особы королевской крови могли носить обувь любой длины да еще загнутую вверх. Отсюда и пошла поговорка "жить на широкую ногу". Чтобы носы туфель не мешали при ходьбе, их пристегивали к браслету у колена, а для того, чтобы они не морщились, в них вкладывали сено или солому.

Возрождение
В эпоху Возрождения на смену длинноносым башмакам пришла обувь с широкими носами. И господа стали напоминать вышедших на прогулку гусей. Зато дам потянуло ввысь. Венецианским красавицам (Венеция тогда была законодательницей мод) пришлись по душе высокие деревянные "цоколи", прародители современной платформы. Костюм той эпохи выглядел тяжеловесно, и, чтобы казаться стройнее и изящнее, просто необходимо было увеличить рост. Да и улицы того времени особой чистотой не отличались. Правда, ходить на этих подставках было крайне сложно. Поэтому за дело взялся... Леонардо да Винчи. Гений Возрождения разработал более удобную конструкцию, напоминающую современный каблук женской обуви. Однако, как и свойственно гениям, он опередил свою эпоху на двести с лишним лет. Массовое распространение каблуков его конструкции в Европе началось спустя почти три века -- в XVII столетии.

Барокко
Как ни странно, законодателем моды эпохи барокко становится французский офицер, носивший ботфорты, -- тяжелые, высокие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками. Высокие каблуки были нужны, чтобы при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Впрочем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так продолжалось до конца XVII века, когда появились обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высоком и тонком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабого пола, и мода на каблуки стала повальной. Теперь императоры вынуждены были издавать специальные указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в этот раз самые высокие каблуки были привилегией знати и членов королевских семей. Тогда же появился знаменитый красный каблук, отличавший дворянство от прочих сословий.

Рококо
В XVIII веке Париж становится центром мировой моды, а французская аристократия -- ее законодательницей. Каблуки к этому времени остались только в женской обуви и соответствовали любимой форме декора того времени -- лепестку лилии. Самый модный каблук -- 10-12 см и довольно тонкий, отчего у дам появляется весьма изящный изгиб стана. Средний размер женской обуви тогда был всего 32 см, и дамы вынуждены были практически стоять на кончиках пальцев. Но на какие жертвы не пойдешь ради моды! Каблуки в то время обтягивали шелком или тонкой кожей типа сафьяна, а сами туфли делали из цветной кожи или атласа с вышивками, кружевами, страусовыми перьями, всевозможными лентами. А все почему? Да потому, что женская обувь, которая столетиями оставалась скрытой под рюшами широких платьев и недоступной даже самому любопытному взгляду, наконец увидела свет! Гривуазность (почти непристойность) вошла в моду вместе со слегка укороченным платьем, открывшим наконец-то женские ноги чуть выше щиколотки. О, какой простор для модниц дало такое послабление нравов! Правда, скоро все закончилось.

Эпоха революций
Французская революция 1789 года начисто лишила дам высоких каблуков почти на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эпохи напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила идея "упрощения" образа жизни. Врачи, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узких туфель на высоких каблуках и, как ни странно, одержали победу. На парижских улицах появились дамы с короткой стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту такая мода не приглянулась. Мода дала задний ход, и в гардероб парижских красоток вернулись и "талия в корсете", и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение хорошо танцевать в то время считалось обязательным, а что удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на тонкой кожаной подошве?

Мода на высокие каблуки вернулась только в 70-е годы XIX века, когда свершилась другая великая революция -- обувная, начало которой положили швейные машинки. Началось промышленное производство обуви, что сразу повлияло на ассортимент. В гардеробе модников появились ботинки для велосипеда, лыж, охоты, коньков, рыбной ловли, а также первые зимние ботинки. Впервые дамы вышли на улицу в высоких башмачках для гулянья, которые украшали то мелкими пуговичками, то узорами из мелких дырочек -- перфорациями.

XX ВЕК
Век минувший был настоящим триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Открытый в 20-х годах натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала более практичной. Потом из него научились делать еще более прочную резину, что дало возможность отливать подошву целиком. После Второй мировой войны химики отрыли капрон и полиэтилен. И на сцену вышла шпилька -- тонкий, изящный, манящий символ женской сексуальности. Шпильки сменились платформами, потом каблуки вообще исчезли, потом появились снова... Сегодня новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями сапожник может творить все, что душе его угодно.

Но, как заметил один знаток обувных секретов, какие бы новые формы ни изобретались, в списке самых популярных башмаков любой уважающей себя фирмы останутся мокасины. Простые и очень удобные кожаные башмаки индейцев. Ведь ноги наши за тысячи лет не слишком изменились.

Как Толстой обул Фета
Искусство на подметках

* Глава первого тома "Мертвых душ" заканчивается так: "Один поручик, страстный охотник до сапог, полежит, полежит и соскочит с постели, чтобы примерить сапоги и походить в них по комнатам; потом ляжет и опять примеряет их". Прообразом этого поручика был сам Гоголь. Современники говорили, что в его чемодане было минимум белья и платья, зато сапог -- три-четыре пары. В 30-е годы прошлого века воинствующие атеисты разрыли могилу Гоголя и в гробу обнаружили отлично сохранившуюся пару сапог. Среди вандалов были и литераторы, которые не побрезговали взять на память кое-что из гоголевского гардероба. Один взял сапоги и даже попробовал их носить. Но во сне стал являться к нему дух Гоголя и требовать сапоги назад. У писателя стали страшно болеть ноги, пришлось ему снова тайком разрывать могилу и хоронить сапоги.

* Любил сапоги и Лев Толстой. Сапожное дело было его хобби, но приносило доход! Его "мастерская" по производству сапог и ботинок находилась в Хамовническом переулке в Москве. В доме писателя до сих пор хранятся обувные реликвии и расписка поэта Афанасия Фета: "Сшиты автором "Войны и мира". Заплатил 6 руб." Деньги по тем временам большие, но ведь и работа сапожника была на диво.

* Немецкий композитор Иоганнес Брамс любил чистить свою обувь, уверяя, что именно в этот момент у него рождаются самые лучшие мелодии.

* Древнегреческий поэт Филет очень любил сочинять свои вирши, стоя на берегу моря. Но был он настолько худ, что бедолагу постоянно в это самое море сдувало. Сжалившись над несчастным, местные сапожники сделали ему... железные ботинки.

От всех болезней


* Китайские ученые изобрели пористый полимерный материал, способный впитывать настои из целебных трав и сохранять их долгое время. Из него сделали стельки для детских тапочек. Этот способ лечения был описан еще в древних книгах, вот только секрет изготовления компресса был утерян. Во время прогулки в "мокрых" тапочках настои действуют на кожу ног и биологически активные точки стопы, нормализуя обмен веществ.

* По рецептам восточной медицины изготавливают лечебную обувь в Чехии и Словакии. Домашние сандалеты модели "Магнетик" помогают от головной боли: достаточно походить пять минут -- и все пройдет. Стелька имеет специальную форму: ее выпуклости при ходьбе воздействуют на определенные точки ступни и успокаивают человека. А магниты, встроенные в подметку, создают благоприятное поле вокруг нижней части ноги.

* Целебные свойства магнита были использованы и для лечения морской болезни. Французские ученые придумали вкладывать в подошвы обуви металлические намагниченные пластины. Средство проверено на сотнях людей, страдавших от морской болезни.

* Инженер из Санкт-Петербурга решил дилемму: как ходить босиком по песку, оставаясь в ботинках. Внутри его оригинальной стельки находятся мелкие, упругие гранулы, которые при ходьбе принимают форму стопы. Это прекрасное средство от плоскостопия, ведь такая стелька создает равномерное давление на стопу и укрепляет ее.

В жару и в холод
* Инженер из Хорватии изобрел стельку для обуви, которая может превращать давление ноги на нее в тепло. Ботинок или сапог при этом нагревается внутри до 30 градусов по Цельсию. Такие стельки позволяют забыть о мерзнущих ногах.

* А врача-химика из Саудовской Аравии интересовала прямо противоположная проблема. Поэтому он придумал полимерный материал, способный аккумулировать прохладу. Обувь, изготовленная с подошвой из этого материала, позволит, по его расчетам, 3-4 часа легко и свободно ходить по раскаленному асфальту.

* Еще более изобретательными оказались японцы. Они создали новый вид "подсказывающей" обуви. Например, человек, собираясь на работу, хочет надеть легкие летние туфли, а на улице идет холодный дождь. При попытке надеть такие туфли они немного сжимаются в объеме и "произносят" человеческим голосом: "Сегодня эта обувь непригодна". Под стельку заложен микрокомпьютер, который следит за погодой. Единственный недостаток такой обуви -- очень высокая цена.

Золушки вымирают

Согласно исследованиям, которые проводятся в разных странах, размер ступни у женщин сегодня почти догоняет мужской. К примеру, наиболее ходовой размер обуви у хрупких француженок -- 39-й, у шведок и англичанок -- 40-й, датчанок -- 41-й. У американок и того больше -- 42-43-й. Наши дамы пока отстают, но, как заметили продавцы, до перестройки женщины носили в основном обувь 36-37 размера, а сейчас самый популярный размер -- 37-38. При этом самый распространенный размер у мужчин в Америке, Европе и России практически одинаковый -- 42-43. Хотя Америка все равно самая большеногая. Именно здесь живет Мэтью Макгрори, который носит обувь 26 размера по стандартам США. В переводе на стандарты стран Европы и СНГ это будет... 92 размер. Даже трудно себе представить.

Пешком на луну

Как бы далеко ни забирался человек в дебри космоса, без пары верных башмаков ему не обойтись. Даже без трех пар -- именно столько числится в гардеробе космонавта.
Первая пара обуви гордо именуется стартовой, надевается поверх скафандра и нужна, чтобы дойти до трапа. Увы, в космос эти башмаки не берут.
Вторая пара -- что-то вроде домашних тапочек для орбитальных станций. Они легкие, как пуанты, -- весят всего 500 граммов -- и прочные, как солдатские "кирзачи". Весь секрет в материале: это особым образом выделанная кожа. Во время полета обувь присоединяется к специальному комбинезону со встроенными резиновыми амортизаторами, которые моделируют земное притяжение. Ноги через стопы получают принудительную нагрузку и продолжают работать в невесомости так же, как на земле, поэтому по возвращении домой не подворачиваются от притяжения родной планеты.

И, наконец, третья -- для выхода в открытый космос. Ботинки для скафандра выдерживают разницу температур в 300 градусов (от -150 до +150). Верх сделан из фенилона -- синтетического теплостойкого волокна, потом идут несколько слоев серебристой экранно-вакуумной теплоизоляции, а подкладку опять-таки делают из кожи специальной выделки. Последняя деталь -- на каблуке устанавливается специальная "шпора", за которую космонавт, как за якорь, привязан к станции.
Дизайн и конструкция космической обуви не менялись с 1960 года. Настоящая звездная классика.

Меняем на 4 тонны угля!
Невидимые туфли королевы


В мире насчитывается около 20 музеев обуви, но галерея Феррагамо -- совершенно особенное хранилище "древностей". Здесь собрано 10 тысяч экземпляров туфель, ботинок и сапог. И есть среди них невидимые сандалии, которые оставили в современной истории свой почетный след.


Создавая знаменитые сандалии, маэстро Феррагамо воплотил в жизнь знаменитую поговорку "Голь на выдумку хитра". В годы войны большая часть кожи шла на изготовление солдатских сапог, поэтому Феррагамо начал изготавливать туфли и босоножки из войлока, пеньки, соломы и даже целлофана, в который заворачивали сладости. Однажды, наблюдая за работой рыбаков во Флоренции, дизайнеру пришла в голову идея изготовить босоножки, используя вместо кожи нейлоновые нити. Иллюзию "невидимой" туфельки дополнял очень тонкий каблук. В зависимости от игры света верхняя часть таких босоножек казалась невидимой, а пятка будто бы плыла по воздуху.

Однако, несмотря на виртуозность работы и экстравагантность идеи, которую с восторгом приняли все модные журналы, сандалии почти не покупались. Феррагамо объяснял это тем, что женщины чувствовали себя в такой обуви слишком откровенно раздетыми. Другие же считали, что проблема была в цене: "Кто же захочет купить себе пару невидимых туфелек за 29,75 долларов, если за те же деньги можно купить 4 тонны угля?" -- писала одна газета. Гениальная дизайнерская идея была непонятной для послевоенной поры, когда люди жаждали настоящего изобилия и излишеств.

Но прошло десять лет, и в 60-е годы "невидимые" туфельки пережили настоящий фурор. Правда, мода внесла свои коррективы: каблуки и окантовку босоножек украшали стразами, поэтому ноги не просто парили в воздухе, а еще и купались в "драгоценностях". Оставаясь невидимыми, туфельки притягивали все взоры к ножкам, на которые были надеты. А что еще нужно женщине, чтобы почувствовать себя королевой?

Кто полезет под каблук?

Наши бабушки и дедушки верили, что, переезжая из одного дома в другой, нужно обязательно захватить с собой домового -- а кто иначе за хозяйством присматривать будет? Для транспортировки домового нужно взять старый тапочек и пригласить туда домового, приговаривая: "Домовой, домовой, полезай в тапок, поезжай с нами".

До сих пор популярно среди незамужних девиц святочное гадание на башмачках. Девушки снимают с ноги сапожок и выбрасывают его, не глядя, за ворота (в городе -- из подъезда). Потом его нужно отыскать и посмотреть, в какую сторону показывает носок. Считается, что в той стороне и будет жить будущий муж. Если сапожок оказался повернутым носком в сторону родного дома, в этом году замужество девушке не светит.

В Македонии после свадьбы друзья отводят молодых на ночь в подвал, где в уголке лежат на полу шапка и ботинки. Между новобрачными тут же завязывается борьба за эти предметы. С шапкой дело проще: по поверью, если жена отнимет ее у мужа, то будет в замужестве счастлива, так что супруг сопротивляется лишь для вида. А вот тот из молодоженов, кто упустит ботинки, будет под каблуком всю жизнь.

От гарема до будуара
Разные маски тапочек


Мягкие, уютные домашние тапочки -- что может быть проще? А между тем у них долгая и непростая история. В разное время они были не просто обувью, а символом. Чего? Да чего угодно.


Родились они на Востоке, точнее, в одном из гаремов местных султанов. Тогда тапочки были символом неволи, ведь в туфлях без задников самая свободолюбивая наложница не отважилась бы на побег -- по каменистым дорогам с колючей растительностью в шлепанцах далеко не убежишь. Потом султаны обнаружили, что тапочки -- это очень удобно, и стали предаваться в них "праздным увеселениям, предосудительной роскоши и философским размышлениям". Именно под таким соусом они попали вместе с крестоносцами в средневековую Европу. Здесь они пылились несколько веков, но история сделала крутой поворот, и уже в XVI веке тапки превратились в символ супружеской верности. Самая красочная страница в мировой истории тапочек -- XVIII век, Франция. Пышная, утонченная культура будуара могла бы поднять на свое знамя пару золоченых дамских домашних туфель -- на лебяжьем пуху, с огромными помпонами и чуть загнутыми носами. В скучном девятнадцатом веке романтический период в истории тапочек завершился. Они перешли в разряд скромных бытовых вещей и олицетворяли домашний уют, стабильность и трезвый взгляд на жизнь.

Сегодня тапочки не просто символ домашнего уюта, они -- второе лицо своего хозяина.
* Если задник у них не смят и даже не имеет ни одной морщинки, их хозяин наверняка зануда и педант.
* "Массажные шлепанцы" -- миниатюрная копия утыканного гвоздями ложа индийского йога -- свидетельствуют о том, что их хозяин в жизни не ищет легких путей. Он готов на большие жертвы во имя призрачных целей.
* Пришедшие к нам из влажного Вьетнама сланцы, которые часто называют вьетнамками, легки, непритязательны и говорят о легкости характера хозяина.
* Ковровые тапочки выбирают люди, ценящие размеренность и налаженный быт. В них можно ходить только по идеально чистому ковровому покрытию. В противном случае деликатные подошвы превратятся в неприглядную дерюгу за пару месяцев.
* Люди богемные предпочитают тапочки-игрушки. Вислоухие псы, поросята, птички, кошечки и крокодильчики на ногах подчеркивают независимость и широту взглядов носящего.
* Один из самых практичных и эффектных видов домашней обуви -- плоские кожаные тапки без задников. Эти туфли элегантны и при этом утилитарны -- удобны в носке и просты в уходе. Они говорят о том, что в хозяйском кошельке всегда гостит пара-другая сотен баксов.

Для Дюймовочки и Гулливера


Если вы хотите найти подходящие башмаки для сказочных героев, загляните в Книгу рекордов Гиннесса. Там вы узнаете, что:

* Самую миниатюрную в мире пару обуви смастерила 25-летняя китаянка. Эти бусе -- традиционные китайские матерчатые тапочки -- могут уместиться на ресницах человека. Длина туфельки составляет шесть миллиметров и подойдет разве что Дюймовочке.
* Самая большая в мире пара обуви изготовлена на Филиппинах. Длина каждого ботинка составляет 5,5 метра, ширина 2,25 метра и высота 1,83 метра -- носить их мог бы великан ростом 37,5 метра.


Автор: Татьяна ВИНОГРАДОВА
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200305/29142119.html  
 

Комментарии

Отличная статья. Спасибо.
автор: гость, [29 мая 2013]

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"