Поиск: 

"Идиот" как зеркало нашей жизни


Все познается в сравнении
Согласно всероссийскому опросу, подавляющему большинству россиян -- 64% -- телефильм понравился. И только 21% -- нет.
8% телезрителей высоко оценили художественный уровень фильма, игру актеров. Для 7% главный интерес состоял в том, что сериал -- экранизация классики. 5% отметили, что их увлекло содержание фильма, сюжет, философские идеи.
70% опрошенных пожелали, чтобы показывалось больше подобных фильмов.

Жаль, в опросе не ставили других, не менее важных вопросов. Таких, например:
-- Заметили ли вы, как злободневен, остро современен фильм, снятый по роману середины XIX века?
-- Узнали ли вы блеснувший во мраке парадного нож Рогожина, жаждущего здесь и сейчас, любой ценой получить желаемое? В подъездах наших многоэтажек вопросы любви, карьеры и денег решаются так же радикально -- с помощью ножей, бейсбольных бит, пистолетов... А мы, увы, не обладаем нравственной силой князя Мышкина, способного обезоружить любого убийцу.
-- Узнали ли вы вечно пьяного журналюгу, с радостью хватающегося за любой грязный сюжетец, всегда готового очернить самое светлое...
-- Скольких отставных и нищих генералов, решающих гамлетовский вопрос -- украсть или не украсть, -- вы видели в своей жизни?
-- Стая юных "борцов за справедливость", вцепившаяся в богатенького князя с целью чуть-чуть урвать от его миллионов, никого вам не напоминает?

Не вычерпать до дна
Владимир Бортко, представляя свою работу на суд зрителей, сказал: "Я хочу, чтобы простой зритель, случайно наткнувшись на этот фильм, сказал себе: "О, реальное кино показывают. Надо смотреть". И в этом главное отличие его фильма от прежних экранизаций "Идиота".

Грустную историю любви князя Мышкина и Настасьи Филипповны снимали Акира Куросава, Иван Пырьев, Анджей Вайда, французские, английские и индийские кинематографисты. Но ведь роман не только и не столько про эту любовь. Книги Достоевского вообще многослойны, как торт "Наполеон". Бортко старательно и бережно воспроизводит все эти слои.

И тем не менее его фильм не исчерпывает романа до донышка, это отчетливо поняли не только те, кто читал и изучал. С легкой руки Бортко страна бросилась читать Достоевского, с полок магазинов уже к обеду исчезали все с утра припасенные тома.

Не каждому дано стать "идиотом"
Легкость восприятия трудного романа обеспечила фантастическая игра актерского состава. Не только потому, что он звездный. Но и потому что слаженный. Короля играет свита, а "идиота" играл не только Евгений Миронов. Его образ столь же талантливо создавали Виктор Ильин (Лебедев), Инна Чурикова (Епанчина), Александр Лазарев (Ганя), Алексей Петренко (генерал Иволгин), Владимир Машков (Рогожин)...

"Работать с талантливыми людьми, -- признался Владимир Бортко, -- трудно, но это существенно интереснее, нежели иметь дело с покладистой бездарностью".
Особенно повезло режиссеру с Евгением Мироновым. Бортко называет его не иначе, как "гений", "лучший актер всех времен и народов". "Женя делал не только то, что я просил, но и раздвигал рамки так, что я немел".

Миронову, конечно, пришлось нелегко. Он играет идеального человека, почти Иисуса Христа. И нет, не отмечено никем, ни одного слабого эпизода. Вершина его роли -- сцена ночного бдения с Рогожиным у тела Настасьи Филипповны. В этой сцене Вайда в роли Мышкина снимал актера театра кабуки. С окаменелым, "мертвым" лицом. Но и лицо-маска Миронова не оставляет никаких надежд. Погибло все. Не Магдалина оплакивает Христа, а он сидит у ее тела, прощает, утешает убийцу. И уходит, уходит...

Еще удивительнее снята заключительная, удивительно тонкая и остро современная сцена свидания Епанчиной и Мышкина. "Ах, князь! Выздоравливай и возвращайся обратно в Россию. Потому что вся эта Европа -- одна фантазия. И мы в Европе -- одна фантазия. Ведь сам видишь". И на совершенно пустом лице Миронова вдруг мелькнула тень легкой улыбки. Не улыбка, не надежда, а только отблеск ее... Лучик света в конце тоннеля.

Бортко так рассказывает об этом удивительном кадре: "Женя сделал потрясающую вещь: он на этом крупном плане с бессмысленными глазами вдруг улыбнулся. И точка стала многоточием... Я кричал Жене тогда: "Ты -- гений!" И мы не сняли больше ни одного дубля".

К сожалению, Лидия Вележева в роли Настасьи Филипповны не смогла предложить ничего равноценного трагедии князя. Лишь тяжелый взгляд черных глаз да высокую стройную шею. Слишком "заштампованной" получилась ее роковая женщина -- вульгарный смех, низкий голос. И только-то...

Уже после проб Вележевой Бортко посмотрел еще двадцать актрис, но вернулся к ней. Потому что она "убедительнее всех сжигала деньги". Но для фильма эту сцену снимали 12 часов! При этом у Вележевой случались нервные срывы, обмороки... В такой нервной атмосфере немудрено было просмотреть накладку: в одной из сцен героиня эффектно швырнула золотое колье дарителю -- генералу Епанчину, а в следующих кадрах драгоценное украшение вновь сияло на гордой шейке.

Ленты, кружева, ботинки...
"Идиот" -- книга о жизни людей богатых. В ней действуют три князя, два генерала, дорогая содержанка... Что такое по нынешним временам брошенные в камин 100 тысяч? Один рубль того времени -- это 10 современных долларов. Представьте, Тоцкий дает Настасье Филипповне 750 тысяч баксов приданого, она гордо отказывается. И бросает в огонь -- миллион!

Поэтому и антураж для фильма требовался подходящий. Съемки проходили во дворцах, музеях, переулках Санкт-Петербурга, в Швейцарии. День рождения Настасьи Филипповны снимали в бывшем особняке коллежского советника Н.В. Спиридонова. Ныне это Дворец торжественной регистрации рождения "Малютка". И по вечерам, когда уходили родители и чиновники, помещения дворца начинали обживать актеры в костюмах позапрошлого века. Внутреннее убранство особняка соответствовало положению содержанки -- мраморные колонны, умилительные ангелочки на потолке, огромные зеркала, пушистые ковры.

В роскошной зале на втором этаже -- большущий камин. Кстати, деньги в нем сжигали не настоящие -- ксерокопии сторублевой купюры XIX столетия, пропитанные специальным раствором. Чтобы сгорели не сразу.

Актрисы в каждой сцене были в новых туалетах. Художник по костюмам Надежда Васильева и ее помощницы ночи напролет шили, починяли, подгоняли. Большинство нарядов натуральные, их собирали по антикварным лавкам и музеям. Кружево и перья закупали в Париже.

Каждый туалет Настасьи Филипповны, а их одиннадцать, стоил не меньше тысячи долларов. Всего же для фильма изготовили 50 костюмов. Но экономили при этом беспощадно. Почти каждый трансформировали в пять... К тому же старинные платья, купленные за сумасшедшие деньги, то и дело начинали "ползти" от ветхости. Приходилось вновь прострачивать, подклеивать...

Порой актеры, увидев новый наряд на главной героине, принимались капризничать -- я тоже хочу. Даже Женя Миронов, по словам Васильевой, запросил однажды обновку. "Я простонала: "Ну ты же идиот!" -- "Но не до такой степени. И все говорят, что я богатый". Переодели и Женю".
Инну Чурикову костюмеры не хотели мучить корсетом, но она, посмотрев на затянутых в рюмочку девушек, потребовала себе такой же наряд. И полные съемочные дни проводила в корсете.

Часть реквизита вообще собирали с миру по нитке. Кто-то принес старинные драгоценности, доставшиеся по наследству, у кого-то нашлись антикварные сервизы. Для чая в доме Епанчиных...
Где, кстати, и обнаружилось, что наши актеры и актрисы держать спинку согласно этикету XIX века не умеют. В то время детей с младых ногтей учили подносить чашки-ложки ко рту, а не склоняться к ним.
Но таких мелочей, слава богу, немного. В целом телесериал удался.
Он стал не просто успешным проектом, но где-то даже превратился в явление. Которое наверняка вызовет за собой лавину схожих проектов. Потому что вдруг выяснилось, что не всем зрителям нравятся "Менты".


Автор: Валентина БОГОМОЛОВА
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200307/03125203.html  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"