Поиск: 

Прорабы каменных колоссов


Как возводили пирамиды


Окутанные легендами и тайнами, великие пирамиды Гизы до сих пор хранят свои тайны. Хотя ученые -- археологи, историки -- очень стараются их разгадать. И часто, не сумев сделать это, начинают сомневаться, являются ли они вообще делом рук человеческих.


Это кажется невозможным!
Пирамиды поражают воображение не только громадным размером и совершенной формой, но и непостижимым объемом вложенного в них труда. Они строились из известняковых и гранитных блоков, каждый из которых весил от одной до двухсот с лишним тонн. Каждый блок разрубался, передвигался, поднимался и устанавливался на своем месте вручную, и в этом каторжном труде человеку не помогали ни современные машины, ни сильные животные. Ну разве что и вправду допустить подмогу со стороны инопланетян...

Завершив каркас самой пирамиды (то, что мы можем видеть сегодня), древние египтяне облицовывали его отполированными плитами белого известняка, точно подогнанными друг к другу, а вершину покрывали медными листами, сверкавшими на солнце (все это великолепие арабы сняли и использовали при строительстве Белой мечети в Каире).

Каждый блок установлен на своем месте с миллиметровой точностью, и сами пирамиды ориентированы строго по сторонам света, что говорит о высоком уровне астрономических знаний. Расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен: в пирамиде Хеопса высота ее равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды.

И вообще, пирамида Хеопса -- наиболее поразительный пример мастерства древних строителей. Ее блоки были точно и тщательно сцементированы вместе. "Чтобы просто поместить такие камни в точный контакт со сторонами других камней, это должно быть тщательной работой, но сделать так с цементом на стыках -- это кажется почти невозможным", -- восхищался сэр Ф. Петри, отец британской египтологии. А облицовочные плиты, каждая весом порядка 16 тонн, были настолько плотно пригнаны одна к другой, что между ними не входило лезвие ножа.

Замечательной инженерной находкой древних строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, которые равномерно распределяли колоссальную нагрузку на перекрытия.

Есть в пирамидах и другие пустоты -- коридоры, проходы и галереи, -- входы в которые тщательно замурованы и замаскированы. От воров. Но тем не менее многие захоронения были разграблены вскоре после погребения. Видно, воры хорошо знали все эти секреты.

Скажи, зачем?
Пирамиды строились на левом -- западном -- берегу Нила (Запад -- царство мертвых) и горделиво возвышались над всем городом мертвых -- бесчисленными гробницами, храмами.
Своей грандиозностью и видимой бесполезностью они поражали воображение уже в древности, что лучше всего передает арабская пословица: "Все на свете боится времени, но время боится пирамид".

Возведение этих усыпальниц, в котором греки и римляне видели памятник невиданной гордыни и жестокости фараонов, было важнейшим культовым деянием для самих египтян.
Историки много говорили о применении рабского труда. Но в подневольном труде такой точности, красоты не достигнуть. Да и где взять столько рабов? Теперь ученые склоняются к мысли, что строили это великолепие крестьяне, закончив с сезонными полевыми работами.

Но что могло заставить их так усердно трудиться? Помимо силы?
Папирусы того времени почти не сохранились. Можно лишь предположить, что строили люди глубоко верующие. Они полагали, что, создав величественную усыпальницу своему фараону, обеспечат ему, а заодно и себе прекрасную жизнь после смерти с последующим повторным рождением.

И, очевидно, египтяне гордились своей работой, ведь строили они не просто усыпальницу для своего правителя, они строили Египет. Это был национальный проект, и, наверное, это было почетно -- стать его участником.

На некоторых камнях сохранились следы красной разметки, а кое-где и иероглифы, обозначавшие названия рабочих бригад. Например, на внутренней стене одной из трех пирамид Гизы древние строители начертали иероглиф "друзья фараона", а в другой -- "пьяницы Менкаура". Что говорит о наличии у рабочих далеко не рабского менталитета и чувства юмора.
Хотя работа была адова, вкалывали по полной программе под палящим египетским солнцем.

Как обойтись без крана?
Даже современные строители, применяющие в своей работе самые последние достижения техники, столкнулись бы с невообразимыми трудностями, вздумай они создать нечто подобное. Такие тяжести не под силу самым мощным современным гидравлическим кранам. Их грузоподъемность, как правило, не превышает 50 тонн. Для более тяжелых грузов нужны специальные краны -- "мосты". Но и они, оснащенные самыми мощными электромоторами, осилить больше 100 тонн не могут. Построить сооружение из 200-тонных блоков -- это было бы сегодня в высшей степени затратным делом.

Поскольку строители пирамид не оставили никаких разъяснений, как они это делали, с древнейших времен мы пытаемся доискаться до ответа. Первым был неутомимый путешественник и историк Геродот, который еще в середине V века до н.э. предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. Как выглядели эти машины, было неизвестно, по-видимому, и ему самому. 400 лет спустя Диодор Сицилийский решил, что каменные блоки поднимались по земляным насыпям.
И поныне египтологи, рассказывая о строительстве пирамид, отделываются общими словами о "земляных насыпях" и "неограниченной людской силе".

А что показали исследования? Допустимый градиент для земляной насыпи для поднятия груза рабочими -- 1 к 10. В случае с великой пирамидой это означает, что насыпь должна была быть около полутора километров в длину и почти в три раза массивнее, чем сама пирамида.

Сколько людей потребуется, чтобы втянуть 200-тонные плиты на такую насыпь? Французский инженер Жан-Леру Керисель высчитал, сколько человек нужно для перемещения 70-тонного блока, подобного тем, что были использованы при сооружении Царской камеры в пирамиде Хеопса. Такая работа могла быть сделана, хотя и с огромными трудностями, коллективом из 800 человек, выстроенных рядами поперек широкой насыпи. Для 800 человек, стоящих примерно в метре друг от друга и расставленных в 6 рядов, потребуется пространство в 134,5 метра в длину и 6 метров в ширину. Сколько понадобилось бы людей на установку 200-тонных блоков и сколько они заняли бы при этом места, можно посчитать.

Предположим, что они все-таки как-то умудрились это сделать. Тогда неизбежно возникает другой вопрос: почему?
Почему эти храмы построены из 200-тонных блоков, когда было бы намного легче использовать меньшие блоки, скажем, в две-три тонны каждый?

Есть только два ответа. Либо люди, сделавшие это, обладали некоей техникой, которая позволяла им ЛЕГКО выдалбливать, перемещать и устанавливать огромные каменные глыбы. Либо их способ мышления был совершенно отличен от нашего.

Да, а еще исследователи подсчитали: чтобы построить пирамиду за 20 лет, необходимо было каждые две минуты устанавливать новый камень. Такая феноменальная скорость строительства требовала совершенной организации труда. Гораздо более совершенной, чем та, что свойственна нам.

Что нам стоит пирамиду построить
Британские археологи, изучая гигантское древнее сооружение Стоунхендж, решили воспроизвести перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4|.

Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки. С работой стали справляться всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что для подъема одной тонны необходимо 16 человек.
Значит, чтобы передвигать 200-тонные блоки, из которых сооружали пирамиды, потребны как минимум 3200 работников. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Как все эти люди размещались на площадке всего в 5 га?

А группа японских энтузиастов попыталась построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпела неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней тяжкий груз, и достраивать пирамиду пришлось с помощью современной техники.

 


Автор: Валентина БОГОМОЛОВА
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200308/25131720.html  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"