Поиск: 

Бери музыку в голову!


Слабоумным -- память, недоношенным -- вес
Одна из лабораторий университета Торонто напоминает школу для младенцев-вундеркиндов. Карапузы от 6 до 9 месяцев сидят на коленях у родителей и слушают музыку, льющуюся из динамиков. Психолог Сандра Трехаб пытается узнать, рождается ли человек с мозгом, заранее запрограммированным на музыку как компьютер, который продают с уже инсталлированной программой Windows. Трехаб варьирует высоту, темп и мелодический рисунок. Вывод: дети различают изменения по всем трем параметрам. Они узнают мелодию, хотя изменяются высота звучания или темп. Самая удивительная часть эксперимента, когда психолог давала им слушать консонантные (благозвучные) и диссонантные (неблагозвучные) музыкальные отрывки. Этим она хотела выяснить, формируются ли наши музыкальные вкусы только под влиянием культуры или заданы в мозг с рождения. Оказалось, что дети улыбаются, слушая благозвучные сочетания, и терпеть не могут, когда две ноты разделены шестью полутонами, как, например, до и фа диез (в средние века звучание этого интервала даже называли "дьяволом"). Это врожденное предпочтение определенных сочетаний нот прослеживается в веках музыкальной истории.

Множество различных экспериментов показали, что человеческий мозг запрограммирован на музыку. Для нее есть особое место в сером веществе. Это объясняет способность человека запоминать множество мелодий и сотнями узнавать их. (Сравните это хотя бы с нашей способностью запоминать прозу...) Височные доли мозга непосредственно за ушами играют роль музыкальных центров. Когда нейрохирурги во время операций задевают эти зоны, пациенты нередко спрашивают: "Кто додумался установить в операционной магнитофон?" -- так отчетливо им слышатся какие-то мелодии.

Музыкальная терапия воспринимается теперь всерьез. Слабоумные старики, забывшие даже свое имя, начинают многое вспоминать под звуки мелодий. Ученые обнаружили, что музыка в одном из нью-йоркских реанимационных отделений помогает снизить уровень смертности на 8 процентов по сравнению со среднеамериканскими показателями. А колыбельные, звучащие в роддомах, помогают недоношенным детям набрать вес!

Логарифмическое фортепьяно
Несколько неожиданный вывод: дети, которые учатся музыке, лучше усваивают математику. В 1997 году Гордон Шоу из Калифорнийского университета в Ирвине и Фрэнсис Раушер из университета Висконсина сравнили три группы второклассников. Дети одной группы занимались музыкой и обучающей математической видеоигрой, другие совмещали математическую игру с дополнительным образованием по английскому языку, третьи обходились без дополнительных занятий. Через четыре месяца дети-музыканты сдали тесты на дроби и пропорции намного (до 40%) лучше других!

Наш мозг как губка впитывает музыку и меняется под ее влиянием. Левое и правое полушария связаны между собой большой магистралью под названием мозолистое тело. Когда сравнили мозолистое тело у 30 немузыкантов и 30 профессиональных скрипачей и пианистов, то обнаружили поразительные различия. Передняя часть этого толстого "кабеля" из нейронов больше у музыкантов, особенно если они начали музицировать до 7 лет. Правое полушарие отвечает за эмоции, левое -- за познавательную деятельность. Вот почему великие музыканты не только показывают безупречную технику игры, но и наполняют свое исполнение эмоциями.

 


Автор: Виктория ЧЕМЕЗ
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200309/15172620.html  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"