Поиск: 

"Конкорд" не спасли


Сверхзвуковой пассажирский совершил последний полет


На официальном французском сайте "Конкорда" -- траурная лента "Конец коммерческим перевозкам". Конец фантастическим трехчасовым прыжкам через океан. Огромная, внушающая восторг и ужас птица больше не взлетит, обгоняя солнце. "Конкорды" разойдутся по музеям, превратятся в модные ночные клубы, по винтикам и кусочкам обшивки попадут в коллекции. И лишь немногие, как один наш "Ту-144", быть может, останутся в небе для научных целей.


"Конкорд" мог садиться в Сибири?
Работы по созданию сверхзвуковых пассажирских самолетов начались в Европе в середине 50-х. Чуть позже взялись за дело американский "Боинг" и КБ Туполева. Вскоре стало ясно, что такой проект можно вытянуть только совместными усилиями. Американцы отказались от своего самолета на стадии макета, несмотря на то, что уже вложили в него значительные суммы; наши продолжили работу. Ну а Великобритания и Франция в 1962-м подписали соглашение о сотрудничестве. Несмотря на вечную конкуренцию между странами, работа над новым самолетом была удивительно бесконфликтной. Может, поэтому его решили назвать "Конкорд" -- "согласие".

21 декабря 1968 года советский Ту-144 совершил свой рекордный полет. Через два месяца, 2 марта 1969 года, взлетел и первый "Конкорд".
Летные испытания продолжались до 1971 года, потом началось строительство серийных "Конкордов". Их производство завершилось в 1977-м, а авиазавод был закрыт. Из 14 машин "Бритиш Эйруэйз" приобрела пять, "Эйр Франс" -- четыре. Остальные решили использовать как резерв.

21 января 1976 года началась коммерческая эксплуатация "Конкордов". Английские сверхзвуковые летали из Лондона в Бахрейн, а французские по маршруту Париж -- Рио. В Америку их поначалу не пускали. Официальной причиной был шум, хотя, как считают многие, американцы просто не хотели смириться с тем, что их обскакали европейцы. Правда, позже запрет был снят. С мая 1976-го "Конкорды" начали регулярные полеты в Вашингтон. Европейскую птицу в аэропорту приветствовали сотни людей.

Эксплуатация "Конкордов" с самого начала не приносила прибыли. Самыми удачными были заполненные трансатлантические рейсы. Англичане надеялись, что положение исправят полеты в Токио. Промежуточную посадку "Конкорд" должен был совершать в одном из сибирских городов, а за это СССР собирались предложить рейсы Ту-144 в Лондон и Париж. Планы остались на бумаге.

В первые годы расходы на сверхзвуковые лайнеры брали на себя правительства Франции и Великобритании. Но билеты все равно были слишком дороги, в результате чего все рейсы, кроме американских, были свернуты.
В 80-е все они стали чартерными. Усовершенствования двигателей и других систем позволили сделать полеты более экономичными, и наконец-то эксплуатация "Конкордов" стала приносить прибыль.

Перегнал и солнце, и время
Ту-144 опередил "Конкорд". Как пишет журнал "Огонек" (№ 3, 2000), судьба этого самолета достойна целой книги.
По техническим характеристикам "Конкорд" и Ту были примерно равны. Наш самолет мог развить бОльшую максимальную скорость, обладал лучшими аэродинамическими качествами, весил меньше "Конкорда", но вмещал меньше пассажиров и имел меньший ресурс. У Ту были уникальные крылышки в носовой части, которые выдвигались при посадке. Конструкция нашего лайнера была на 20% сделана из титана. До сих пор в мире таких самолетов нет.

На Западе Ту-144 называют "Конкордски" и убеждены, что агенты КГБ срисовали форму самолета. Тем не менее на международной выставке дизайна именно Ту-144 занял первое место.
Ту-144 строили штучно на Воронежском авиазаводе. Существовало (по разным данным) 17 или 19 машин.

Первый пассажирский рейс Ту-144 совершил 1 ноября 1977 года и потом летал в Алма-Ату раз в неделю. Цена билетов была процентов на 30 больше, чем на Ил-62. Пассажирам давали коньяк и икру. Каждый рейс объявляли особо: "Идет посадка на первый в мире сверхзвуковой лайнер". Каждый провожали заместители авиационных министров...

Пассажиров поили не зря. Внештатные ситуации случались довольно часто. Самолет действительно обогнал свое время, конструировали его всего 3 года, а доработка требовала слишком много ресурсов и сил. Потому через семь месяцев проект был закрыт.
С ноября 1977 по май 1978 сверхзвуковой совершил 102 полета, из них 55 с пассажирами, перевезя 3284 человека.

Уже в 1983-м на Ту-144 установили 13 мировых рекордов дальности и скорости полетов. Тогда начали говорить о его возвращении в большую авиацию, но безрезультатно. И вот в конце 90-х из простоявшего в ангаре лайнера, поменяв двигатели, сделали летающую научную лабораторию! Самолет сдан в аренду иностранным компаниям, и на нашем Ту американцы теперь работают над сверхзвуковыми лайнерами будущего...


Автор: Татьяна АЛËШИНА
http://subscribe.ru/archive/science.news.nauka/200311/03130611.html#14  
 

Добавить комментарий



03.08.2009 Новая статья
На сайте появилась новая статья ""Железная маска" Ивана Грозного"